Центр романтического движения
Своеобразным центром романтического движения в первом десятилетии XIX в. стал Гейдельберг, где образовался кружок поэтов и прозаиков, представлявших новое поколение романтиков и проявлявших повышенный интерес ко всему немецкому в истории и культуре. Несомненна связь гейдельбержцев с раннеромантической увлеченностью старонемецким искусством и национальным прошлым Германии (Ва- кенродер и его размышления о живописи Дюрера; Тик, издавший в 1797 г. сборник народных сказок). Впрочем, интерес этот был подготовлен еще Гер дером, в особенности его сборником «Голоса народов в песнях» (1778-1891). Именно на почве гердеровских, по сути своей просветительских, идей начинается в Германии изучение национальной истории и национальной культуры.
По мысли Гер дера, исторический процесс не есть нечто единообразно универсальное: «Всякий народ несет на себе печать соразмерности своего, присущего только ему и несопоставимого с другими совершенства. Чем чище и прекраснее достигнутый народом максимум чем тверже и яснее узы, связывающие все звенья государства в их сокровенной глубине, направляющие их к добрым целям, тем прочнее существование народа, тем ярче сияет образ народа в человеческой истории».
Национальная ориентация, которую получила история человечества у Гердера, приобрела особую актуальность и действенность в немецком культурном сознании в самом начале XIX в. Огромную роль играла при этом идея «народного духа» как жизненного принципа нации, воспринятой как некое органическое единство. Эта идея нашла отражение в книге Фридриха фон Савиньи «Право владения» (1803), имевшей существенное влияние на умонастроение его современников и утверждавшей «народный дух» не только как основу юридических отношений, но и как основание культуры в целом, как фундамент национальной истории.
Романтическая культура этого времени обретает себя в обращении к «подлинному языку» народа — к фольклору, в котором, в отличие от языка обыденной, современной жизни, еще сохранился «народный дух», спасительное начало, способное вновь собрать вокруг себя всю нацию, объединить ее в органически цельное «народное тело».
Социально-историческая ситуация, связанная с продолжавшейся с 1806 по 1813 г. наполеоновской оккупацией Германии, оказала значительное воздействие на выдвижение на первый план национальных идеалов. Государственные реформы, которые Наполеон насаждал в завоеванной стране, при всей их отчетливой прогрессивности воспринимались немцами как нечто чужеродное, враждебное, разрушающее национальную культуру, противное «старым добрым временам». Противостояние французскому владычеству не только приобрело социально-политические формы, но и в огромной степени сказалось на социокультурной ситуации в Германии.