Глубины политики


«Нашу новейшую немецкую литературу невозможно обсуждать, не опустившись в глубины политики», — писал Г. Гейне в критическом эссе «Романтическая школа» (1832), имея в виду первое постромантическое поколение писателей. В эпоху Реставрации, как никогда прежде в немецкой литературе, тип отношения к существующему политическому режиму (лояльное или критическое отношение) определял не только содержание творчества конкретного автора, но и его эстетическую ориентацию.

Одна из причин сближения литературы с «духом времени» — демократизация литературного рынка, расширение читательской аудитории и изменение самого статуса писателя. Во всех землях Немецкого Союза неуклонно сокращается количество неграмотного населения. Благоприятной средой для созревания потенциальных читателей были социально лабильный слой наемных рабочих и широкие массы мелкого и среднего бюргерства, в особенности же женщины — представительницы среднего слоя, ставшие к середине XIX в. главными «потребительницами» литературной продукции.

Материальной основой для расширения литературного рынка стало, во-первых, удешевление газет, журналов и книг в связи с началом массового производства бумаги из целлюлозного волокна и изобретением «быстрой печати»; во-вторых, расширение сети книжных магазинов (количество их в Немецком Союзе увеличивается за период Реставрации почти втрое); в-третьих, быстрый рост сети платных публичных библиотек, количество которых к середине XIX в. колебалось между полутора и двумя тысячами.

Разумеется, массовым спросом пользуется в первую очередь развлекательная литература: тривиальные «семейные», приключенческие и исторические романы, публиковавшиеся как отдельными изданиями, так и в массовых литературно-художественных журналах и альманахах, таких как «Корделия» (1816-1836) под редакцией А. Шрейбера или «Аврора» (1824-1836) под редакцией К. Зайделя. Однако в ситуации читательского «бума» и серьезная литература заботится о завоевании как можно более широкой аудитории. Писательство все больше превращается в особый вид профессиональной деятельности, успех которой в немалой степени зависит от способности автора, издателя и книгопродавца учитывать конъюнктуру литературного рынка. Напри

мер, реальными читательскими потребностями и вкусами второй трети XIX в. продиктовано стремление позднего Л. Тика, Г. Гейне, позднего Э. Т. А. Гофмана издавать свои произведения в виде стихотворных или прозаических циклов («Фантазус» Тика, «Книга песен» Гейне, «Серапионовы братья» Гофмана).

Эпоха Реставрации с трудом поддается историко-литературному описанию. Причиной тому служит в немалой степени ее промежуточное положение между романтизмом и реализмом.

2014-09-01 00:00:00
Похожие записи:

гостевая книга admin@v-mayakovsky.com наверх