Классификация романтизма по центрам его развития


Классификация романтизма по центрам его развития (Иена, Гейдельберг и Берлин) учитывала не только географическое распространение той или иной ветви романтизма, но и культ романтической дружбы, тяготение романтиков к «симпозиону», к активному творческому общению. Термины «иенский», «гейдельбергский» и (реже) «берлинский» романтизм до настоящего времени используются в суждениях о немецкой литературе той поры, хотя их условность и ограниченность вполне очевидны (к примеру, Вакенродер, одна из центральных фигур раннего романтизма, в Иене никогда не бывал). Разделение романтизма на ранний (1797— 1804 гг.), зрелый (после 1805 г.) и поздний (после 1813 г.) в определенной мере учитывает хронологическую сторону этого литературного движения, однако носит некоторый оценочный характер. При этом далеко не все высшие достижения романтизма связаны со «срединным» периодом его существования. В предлагаемом очерке история немецкого романтизма связывается как с определенными хронологическими вехами, так и с представлением о том, что романтическое мироощущение, конституировавшееся в последние годы XVIII столетия, прошло через ряд выявлений и трансформаций того мыслительного материала и тех эстетических структур, которые в нем были заложены изначально.

Ранний романтизм возникает в Германии в 1795-1797 гг. и впервые заявляет о себе в художественном и теоретическом творчестве Фридриха Гёльдерлина и Вильгельма Генриха Вакенродера. Независимо друг от друга, на разном эстетическом материале (античность у Гёльдерлина, средневековая и ренессансная живопись у Вакенродера), с разными последствиями для дальнейшего развития романтизма эти авторы выражают новое мироощущение, обозначают основные художественно-эстетические и этические проблемы романтического направления, «всю парадигму его развития» (А. В. Карельский). Опти- мистически-восторженное выдвижение человеческой личности в центр мироздания (романтический антропоцентризм) переплетается и у Гёльдерлина, и у Вакенродера с осознанием трагически-диссонанс- ной природы романтического характера.

В 1797 г. романтизм в Германии громко заявляет о себе в деятельности поэтов, писателей и литературных теоретиков «иенского кружка», просуществовавшего до 1801 г. Эстетические воззрения Вакенродера, философские концепции Канта и Фихте, а позднее Шеллинга послужили для Фридриха Шлегеля, одного из главных участников этого кружка, солидным основанием, на котором он возвел здание романтической эстетики и теории литературы. Сделав особый акцент на оптимистическом, универсалистском начале в творческой личности, Ф. Шлегель ввел и подробно разработал концепцию романтической иронии, позволившей снять противоречие между миром «обусловленным» (т. е. миром природной и социальной реальности) и миром «безусловным», миром животворящего духа, проявляющего себя в искусстве и любви.

2014-05-21 21:47:52
Похожие записи:

гостевая книга admin@v-mayakovsky.com наверх