Механизм феодальной государственной системы


В процессе этого испытания он сам становится преступником и насильником, поскольку обычными средствами воздействовать на механизм феодальной государственной системы с ее круговой порукой, хитросплетениями бюрократических рогаток и родственных связей ему не удается. В финале повести «гибнет мир и торжествует истина»: обидчик наказан, но должен понести наказание и Кольхаас — его ведут на казнь.

Клейст как писатель-романтик вновь рассматривает одну из центральных духовных проблем романтизма — проблему прав и пределов абсолютного чувства. Он разделяет пафос искания справедливости, которым одержим его герой, однако писателя пугает стихия бунта. Поиски идеала для Клейста весьма мучительны, и осуждение романтического индивидуализма и максимализма дается ему нелегкой ценой.

Повесть «Михаэль Кольхаас», как и «Пентесилея», относится к позднему периоду творчества Клейста. В 1808-1811 гг. мировоззрение немецкого драматурга теснейшим образом связано с национально- освободительными настроениями, охватившими значительную часть немецкого общества после вторжения Наполеона в Германию в 1806 г. Не знающий середины ни в любви, ни в ненависти, Клейст целиком захвачен идеей борьбы, мести Наполеону как узурпатору, лишившему народ его великого права на свободу. Драма «Битва Германа» (1808), сюжетную основу которой составляет подвиг вождя херусков Арминия (Германа), объединившего вокруг себя германские племена и разбившего в Тевтобургском лесу римские легионы Вара, пронизана на

ционально-патриотической идеей. Борьба против поработителей оправдывает все средства: Герман идет на обман, предательство, провокацию, на убийство беззащитного человека, спасая свой народ от римского владычества.

Близкая по своему идейному звучанию к «Битве Германа» драма «Принц Фридрих Гомбургский» (1810) возникла в той же политической атмосфере военных поражений Австрии и Пруссии, выражая страстную надежду автора на активную борьбу немцев за национальное освобождение. Если в первой драме эта надежда связывается с объединением немцев под руководством одного правителя, то в «Принце Гомбургском» главная политическая идея концентрируется в образе идеального монарха.

Курфюрст Бранденбургский приговаривает к смертной казни одного из своих военачальников, мечтательного и порывисто безрассудного принца Гомбургского, нарушившего приказ курфюрста и диспозицию сражения. И хотя преждевременное выступление принца со своим отрядом способствовало победе, курфюрст настаивает на страшном наказании. Принц не выдерживает испытания страхом смерти, моля курфюрста о пощаде. Однако новое испытание — курфюрст намерен помиловать принца, если тот сам, по собственному размышлению, по собственной совести признает вынесенный приговор несправедливым, — вновь поднимает героя с колен: он готов принять смерть, не сомневаясь в законности и нравственной справедливости действий своего сюзерена.

2014-05-20 00:40:06
Похожие записи:

гостевая книга admin@v-mayakovsky.com наверх