Обращение к теме цельного бытия


Обращение к теме цельного бытия, достижимого лишь для целокупного человечества (народа), сочетается в его поэзии с остродраматическим изображением судьбы одинокого человека, страдающего от невозможности абсолютного воплощения своего любовного чувства. Одиночество лирического героя, его отчуждение раскрывается у Брентано как роковая черта человеческого существования. В знаменитом сонете «Любовное разочарование в любви» Брентано создает сложный и трагически привлекательный образ сплетенной в объятиях юной пары, стремясь передать характерную для поэта мысль о «неразличимости предельных состояний человека — агонии, чувственного безумия и религиозного экстаза» (С. С. Аверинцев).

Для творчества Брентано 1810-х годов характерно погружение в экстатическую религиозность, в свете которой само занятие искусством предстает как греховное по своей природе. «Уже с давних пор я испытывал какой-то страх перед всякой поэзией, в которой художник выражает себя, а не Бога».

В. 1816 г. поэт знакомится с Луизой Гензель, 18-летней дочерью протестантского пастора. Глубокая аскетическая религиозность Луизы, ее сосредоточенность на вере и полное отречение от внешней жизни предельно активизировали в Брентано существовавшие в нем и ранее настроения. Его поэзия все в большей степени приобретает черты религиозной, конфессионально-католической лирики. Среди немногочисленных новелл этой поры, принадлежащих перу Брентано, широко известна трагическая «Повесть о славном Касперле и пригожей Аннерль» (1817), в которой автор придает гибели двух влюбленных черты фатальной неизбежности. Вернувшийся из дальнего похода улан Касперль, обладающий обостренным чувством чести, выдает правосудию отца и брата, совершивших воровство. Мысль о

том, что он — сын преступника, оказывается для Касперля невыносимой, и он кончает жизнь самоубийством на могиле матери. Его возлюбленная Аннерль, соблазненная знатным барином, убивает своего внебрачного ребенка, отдает себя в руки правосудия и идет на казнь, сохраняя в тайне имя обесчестившего ее человека. По мысли 88-летней крестьянки, рассказывающей о несчастных Касперле и Аннерль молодому писателю, истинное понимание чести недоступно человеку, оно есть гордыня, препятствующая подлинному смирению. Индивидуальное своеволие неспособно поколебать божественного предопределения.

В 1818 г. Брентано уезжает в местечко Дюльмен в Вестфалии, где почти пять лет проводит у ложа монахини, на теле которой открылись стигматы. По свидетельству самого Брентано, его привлекало не само чудесное явление, а та атмосфера простой и цельной жизни, полностью посвященной бесконечному Богу, которая окружала эту женщину. К своему прежнему поэтическому творчеству Брентано теперь относится с полным осуждением и неприязнью.

2014-05-17 23:44:28
Похожие записи:

гостевая книга admin@v-mayakovsky.com наверх