Одинокие писательские фигуры


Кроме двух выделенных групп «консервативно» и «либерально-демократически» ориентированных авторов — бидермейера и «предмартовского течения», в литературе — в контексте поэзии, драматургии и прозы эпохи Реставрации — присутствуют и одинокие писательские фигуры, не вписывающиеся вполне ни в одно из обозначенных течений. Так, писателя К. Л. Иммермана называют в немецких источниках теоретиком и практиком литературного «эпигонства», включая в означенное течение также и поэта А. фон Платена.

Того же Платена вместе с Н. Ленау по доминирующей тематике их лирики объединяют иногда в группу «поэтов мировой скорби». (Иногда эту группу неправомерно расширяют, дополняя ее Бюхнером, Гейне и Граббе.) За «младогегельянскую» линию в литературе эпохи представительствует драматург, прозаик и поэт Ф. Геббель.

Литература эпохи Реставрации отчетливо распадается на два периода: литературу 1815-1830 гг. и литературу 1830-1848 гг. «Водоразделом» в начале 1830-х годов выступает, кроме июльской революции во Франции и спровоцированных ею общественно-политических выступлений в Немецком Союзе, также и кончина Гёте в 1832 г.

Первый период (1815-1830) характеризуется преобладанием традиционных явлений в литературе: Гёте и поздний романтизм продолжают в серьезной мере определять литературно-художественный контекст. Одновременно протекает процесс созревания предпосылок новой литературы (ранняя лирика Дросте, первые драмы Грильпар- цера, «Книга песен» Гейне), ставших заметными фактами литературной жизни лишь к началу 1830-х годов.

Во второй период (1830-1848) литературная жизнь стремительно поляризируется в результате деятельности Л. Бёрне, Г. Гейне-эссеиста и «Молодой Германии». Художественная и публицистическая проза как «язык времени» становится требованием дня и вытесняет с литературного Олимпа «традиционные» жанры: эпос, оду, трагедию. Более отчетливые очертания приобретают «консервативное» и «либеральное» течения в литературе.

В 1850-1860-е годы многие представители бидермейера и «пред- мартовской литературы» сразу или постепенно сходят с литературной сцены. Грильпарцер и Мёрике, отгородившись от литературной общественности, предпочитают писать «в стол». Смертельно больной Гейне в цикле «Романцеро» (1851) выражает свое разочарование ходом общественного развития в Германии. Штифтер и Готхельф, несмотря на утрату популярности в широких слоях читательской публики, продолжают в новых произведениях художественной прозы воплощать дорогие им нравственные и эстетические идеалы.

 «Постромантизм» либо «ранний реализм» — такие историко- литературные характеристики нередко применяют к творчеству А. фон Дросте-Хюльсхоф и Э. Мёрике. Оба понятия не лишены справедливости в приложении к этим двум выдающимся представителям литературы 1815-1848 гг., однако стилевое и содержательное своеобразие произведений Дросте и Мёрике не вполне отражается ими.

2014-09-08 00:00:00
Похожие записи:

гостевая книга admin@v-mayakovsky.com наверх