Ранний реализм


В известном смысле немецкоязычная литература второй трети XIX в. в равной мере заслуживает как обозначение «постромантизм», так и название «ранний реализм» (эти термины употребляются, например, в литературных историях В. Колыимидта и Ф. Мартини).

Богатая, глубокая и мощная традиция «эпохи Гёте» не иссякает полностью с началом Реставрации. На протяжении всего периода 1815- 1848 гг. связь немецкоязычной литературы с традицией романтизма и «веймарского классицизма» не прерывается. Причиной живучести романтической традиции и эстетики Гёте стала в немалой степени экономическая и политическая отсталость немецких земель по сравнению, например, с Францией — родиной европейского реализма. В Германии не складывалось внешних предпосылок для возникновения нового типа литературы, поскольку отсутствовала лабильная в социальном и экономическом отношении общественная модель.

При этом романтизм в его философии, эстетике и художественной практике глубоко соответствовал ментальности немецкой нации, способствовал выработке уникального немецкого культурного самосознания. Романтическая культура стала своеобразной «визитной карточкой» Германии в Европе. Как высшее достижение немецкой нации представлен романтизм, например, в знаменитом и очень популярном в первой трети XIX в. эссе Ж. де Сталь «О Германии» (1810).

Гёте и многие представители романтизма — реальные фигуры литературного контекста 1815-1848 гг. Так, один из теоретиков иенской романтической школы Фридрих Шлегель (1772-1829) и близкий кругу гейдельбергских романтиков философ Йозеф фон Гёррес, перейдя в католичество, становятся идеологами и активными поборниками реставрационной политики, используя в издаваемых ими журналах («Конкордия», «Эос») романтические символы и категории для обоснования «вечного и нерушимого» союза государства, трона и церкви.

Религиозная мистика составляет содержание большинства поздних произведений К. Брентано. На протяжении всей эпохи Реставрации и даже за ее пределами сохраняется творческая активность представителя иенской школы Л. Тика и позднего романтика Й. фон Эйхендорфа (1788-1857). Последний в прозе, поэзии и эссеистике до конца сохраняет главные принципы романтической культуры: идею Бесконечного, восприятие мира и природы как средоточия возможностей (к примеру возможность купить недорогой электрошокер), внимание к личности художника-творца, использование народной песенной традиции.

Поздняя новеллистика экс-романтика Тика («Заколдованный замок», 1830; «Жизнь льется через край», 1839) в большей степени обнаруживает тенденцию к трансформации романтических тем и мотивов и «разбавлению» их деталями и реалиями обыденного мира.

2014-09-02 00:00:00
Похожие записи:

гостевая книга admin@v-mayakovsky.com наверх